Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Тюменской областной Думы от 26.11.2015 N 3284 "Об информации Правительства Тюменской области о ходе выполнения государственной программы Тюменской области "Основные направления развития земельных отношений" до 2020 года "



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2015 г. № 3284

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О ХОДЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ" ДО 2020
ГОДА (ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2015 ГОДА)

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о ходе выполнения государственной программы Тюменской области "Основные направления развития земельных отношений" до 2020 года (за 9 месяцев 2015 года), представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 26.10.2015 № 21278д/15-7158), и информацию председателя комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям Ю.М. Конева (письмо от 03.11.2015 № 08-05-1489/15), решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в целях реализации раздела 2.5 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о ходе выполнения государственной программы Тюменской области "Основные направления развития земельных отношений" до 2020 года (за 9 месяцев 2015 года) и информацию председателя комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям Ю.М. Конева принять к сведению (прилагаются).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области:
1) в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации проработать вопрос об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, для обеспечения особой охраны указанной категории земель, в том числе в условиях отмены деления земель на категории;
2) обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения;
3) обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территории в случаях, когда установление таких зон относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (Конев Ю.М.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение 1
к постановлению областной Думы
от 26.11.2015 № 3284

ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
ДО 2020 ГОДА (ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2015 ГОДА)

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 26.10.2015)

Государственная программа Тюменской области "Основные направления развития земельных отношений" (далее - Программа) до 2020 года утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 690-п. Реализация Программы рассчитана на период 2015 - 2020 годов.
С целью создания условий для эффективного управления земельными ресурсами Тюменской области в рамках Программы осуществлялись основные мероприятия, направленные на решение следующих задач:
1) оформление государственной собственности на землю;
2) обеспечение эффективного использования земельных ресурсов Тюменской области;
3) создание условий для формирования инфраструктуры, обеспечивающей развитие рынка земли и недвижимости;
4) активизирование оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Законом Тюменской области от 29.09.2015 № 90 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" объем финансирования Программы на 2015 год составляет 159 512,9 тыс. рублей.
По состоянию на 01.10.2015 финансирование из областного бюджета составило 123 695,7 тыс. рублей, или 78% от годового объема финансирования.
Решение поставленных Программой задач осуществляется путем выполнения следующих мероприятий.
1. В целях установления на местности границ земельных участков, подлежащих оформлению в собственность Тюменской области, проведена следующая работа:
- исполнено и оплачено 3 контракта на выполнение работ по уточнению границ земельных участков в городах Тюмени и Тобольске, а также по разделу земельного участка в городе Тюмени;
- на исполнении находятся 6 контрактов на выполнение работ по уточнению границ земельных участков в Абатском, Казанском и Омутинском муниципальных районах, а также по разделу земельных участков в городах Тюмени и Ялуторовске. Срок исполнения контрактов - IV-й квартал 2015 года.
Кроме того, в целях формирования земельных участков, предназначенных для строительства, за 9 месяцев 2015 года заключено 14 контрактов на выполнение кадастровых работ и сопровождение процедуры внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости. Из них материалы по 9 контрактам сданы в полном объеме, работы оплачены.
2. В целях изъятия для государственных нужд Тюменской области земельных участков и расположенных на таких участках объектов недвижимого имущества заключено 50 соглашений об изъятии недвижимого имущества.
Кроме того, 24.08.2015 в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области администрации города Тюмени в целях реконструкции объекта "Реконструкция ул. Челюскинцев" выделена субсидия в размере 16 014,0 тыс. рублей на оплату выкупной цены земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого для муниципальных нужд.
За 9 месяцев 2015 года из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности переведено 67 земельных участков общей площадью 159,1 га, из земель запаса в земли промышленности - 2 участка площадью 1,5 га (основные цели использования: автомобильные дороги, кладбища, полигоны ТБО).
3. Осуществлялось выделение и формирование земельных участков для градостроительной деятельности (как свободных, так и застроенных), а также обеспечение организации торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков для целей строительства в города Тюмени и Тюменском районе.
За 9 месяцев 2015 года ГКУ ТО "Фонд имущества Тюменской области" проведено:
- 100 аукционов в городе Тюмени, в том числе:
62 аукциона по продаже земельных участков для ИЖС общей площадью 7,4 га;
11 аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для ИЖС - 1,4 га;
8 аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, - 0,5 га;
19 аукционов на право заключения договоров земельных участков для иного строительства - 27,2317 га;
- 16 аукционов на территории Тюменского района, в том числе:
10 аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для ИЖС - 1,6 га;
2 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства - 1,0 га;
3 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для ИЖС - 0,4 га;
1 аукцион по продаже земельного участка для ИЖС - 0,2 га.
За 9 месяцев 2015 года на территории Тюменской области для целей строительства предоставлено 2 895 земельных участков на площади 993,1 га (на торгах 163 земельных участка на площади 62,7 га).
4. В настоящее время заключено и действует на территории городского округа город Тюмень и Тюменского муниципального района 14200 договоров аренды земельных участков.
За 9 месяцев 2015 года доходы от управления земельными участками составили:
- доходы от аренды/продажи права аренды земельных участков, администрируемые уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере имущественных и земельных отношений, - 445 001,0 тыс. рублей, в том числе в областной бюджет за отчетный период поступило 29 570,0 тыс. рублей;
- доходы от продажи земельных участков, администрируемые уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере имущественных и земельных отношений, - 35 973,0 тыс. рублей, в том числе в областной бюджет за отчетный период поступило 19 945,0 тыс. рублей.
5. В ходе реализации мероприятий по проведению землеустройства в целях реализации положений Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" по состоянию на 01.10.2015 издано 344 решения о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков для садоводства и огородничества.
6. В рамках мероприятия по реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области принято решение о передаче преимущественного права приобретения земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 14,1 га администрации Упоровского муниципального района. Земельные участки в собственность Тюменской области не приобретались.
7. Квалификационной комиссией для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, за 9 месяцев 2015 года проведено 9 квалификационных экзаменов, по результатам которых выдано 85 квалификационных аттестатов кадастровых инженеров (в том числе повторно).
8. Программой предусматривается предоставление субсидии муниципальным образованиям на формирование и постановку на государственный кадастровый учет свободных земельных участков для предоставления семьям, имеющим трех и более детей. В 2015 году запланировано выделение субсидий на общую сумму 2 800,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.10.2015 с 9 муниципальными образованиями заключены соглашения о предоставлении субсидии на общую сумму 2 310,87 тыс. рублей.
9. В соответствии с рекомендациями, предусмотренными постановлением Тюменской областной Думы от 20.11.2014 № 2424, и во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2014 № 89-АПГ14-6 из Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 № 340-п, исключен подпункт "б" пункта 2.4 (требование представления документа, подтверждающего факт проживания члена многодетной семьи в муниципальном районе (городском округе) по месту подачи заявления).
По итогам работы уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области в рамках реализации Программы за 9 месяцев 2015 года достигнуты следующие значения показателей:
- площадь земельных участков, предоставленных для строительства на душу населения, составила 6,8 кв. м при плановом значении на 2015 год 9,45 кв. м;
- доля земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Тюменской области в результате разграничения права собственности на землю по установленным законом основаниям, составила 106,9% при плановом значении на 2015 год 100%;
- количество земельных участков, бесплатно предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, под строительство жилого дома или дачи, по состоянию на 01.10.2015 (нарастающим итогом) составило 3 400 на общей площади 418,3 га при плановом значении на 2015 год 4000. В связи с анализом темпов постановки земельных участков на государственный кадастровый учет планируется корректировка планового значения показателя до 3442 участков;
- доля многодетных семей, получивших земельные участки, на отчетную дату составляет 28,8% от общего числа многодетных семей, принятых на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков, при плановом значении на 2015 год 36,5%;
- доля площади населенных пунктов юга Тюменской области, обеспеченных картографическими материалами масштаба 1:2000, от общей площади населенных пунктов, подлежащих обеспечению картографическими материалами масштаба 1:2000, составляет 92% при плановом значении на 2015 год 100%;
- площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Тюменской области, предоставленных юридическим лицам и гражданам, составляет 38,3 тыс. га, что соответствует плановому значению показателя.
Показатель "Время от даты принятия заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта до принятия решения о предоставлении земельного участка - в случаях, когда земельный участок предоставляется по процедуре предварительного согласования мест размещения объектов" при внесении изменений в Программу будет исключен в связи с изменениями земельного законодательства, упразднившими с 01.03.2015 данную процедуру. В соответствии с указанными изменениями государственная услуга "Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" исключена из перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Тюменской области.
Реализация мероприятий, направленных на развитие земельных отношений в Тюменской области, продолжается. По итогам года ожидается полное выполнение всех показателей государственной программы.





Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 26.11.2015 № 3284

ИНФОРМАЦИЯ
К ВОПРОСУ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ" ДО 2020 ГОДА (ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2015 ГОДА)

(представлена в областную Думу председателем комитета
областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям
Ю.М.Коневым 26.10.2015)

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № ДМ-П13-6663 (пункт 2) в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" (далее также - Законопроект).
Тюменской областной Думой был подготовлен и направлен в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по земельным отношениям и строительству отрицательный отзыв на Законопроект (постановление Тюменской областной Думы от 10.04.2014 № 1888).
В редакции, принятой Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 года, замечания Тюменской областной Думы не учтены.
Законопроект включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ФС РФ на осеннюю сессию 2015 года.
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 26 октября 2012 года № Пр-2869 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 9 октября 2012 года "О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц" при доработке данного проекта федерального закона необходимо обратить особое внимание на установление переходных положений, обеспечивающих защиту земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых природных территорий и других особо ценных земель.
Как следует из финансово-экономического обоснования к Законопроекту, его реализация не потребует расходов из федерального бюджета.
Однако Законопроектом предусматривается внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которыми предлагается разработка и принятие нового вида документа территориального планирования Российской Федерации - схемы территориального планирования Российской Федерации в области агропромышленного комплекса. В связи с этим возникают сомнения в возможности исключить расходы из федерального бюджета с учетом появления такого документа.
Законопроект определяет, что решения по установлению и (или) изменению границ особо ценных сельскохозяйственных земель и их охранных зон принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом границы особо ценных сельскохозяйственных земель должны быть установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2016 года.
Учитывая, что указанная дата является сроком окончания всех работ по установлению границ особо ценных сельскохозяйственных земель, существуют серьезные опасения, что за такой короткий срок Тюменской областью указанные работы не будут выполнены, прежде всего по причине отсутствия достаточных денежных средств в областном бюджете. Кроме того, не понятно, за счет каких средств будет обеспечиваться проведение исследований, позволяющих обеспечить деление земель сельскохозяйственного назначения по продуктивности.
В отличие от действующего правового регулирования, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законопроектом предусматривается установление закрытого перечня территориальных зон, что повлечет необходимость пересмотра принятых на территории муниципальных образований правил землепользования и застройки. Кроме того, документы градостроительного зонирования должны быть изменены и в связи с описанием границ особо ценных земель сельскохозяйственного назначения.
Однако очевидно, что пересмотр документов градостроительного зонирования, учитывая, что это является вопросом местного значения муниципальных образований, также потребует расходов бюджетных средств и негативно скажется на состоянии местных бюджетов.
Считаю необходимым обратить особое внимание, что исключение из законодательства Российской Федерации норм о делении земель на категории потребует отказа от существующей методики определения кадастровой стоимости земельных участков, основанной в настоящее время на применении метода массовой оценки земельных участков, имеющих одинаковое целевое назначение.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков является налоговой базой для уплаты земельного налога, являющегося местным налогом, в связи с чем возникает опасение о возможных негативных последствиях для органов местного самоуправления в части обеспечения надлежащего администрирования и собираемости налогов на своих территориях, а также для органов государственной власти в части необходимости разработки новых механизмов формирования перечней объектов для проведения их государственной кадастровой оценки.
Таким образом, положения проекта федерального закона № 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" в настоящее время с финансовой точки зрения должным образом не обеспечены, а их реализация может иметь серьезные экономические последствия для бюджетов всех уровней.
Положения Законопроекта в редакции, принятой в первом чтении, не обеспечивают в полной мере выполнение принципа преемственности между делением земель на категории и территориальным зонированием, а также характеризуются отсутствием законодательных решений комплексного характера по ряду направлений правового регулирования, в частности:
- отсутствует обоснование необходимости пересмотра одного из главных принципов земельного законодательства, заключающегося в приоритете сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами, который в настоящее время распространяется на любые особо ценные земли, в том числе прямо не перечисленные в подпункте 6 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ;
- отсутствует обоснование необходимости законодательного регулирования вопросов территориального зонирования в рамках земельного законодательства, а не в рамках законодательства о градостроительной деятельности либо отдельного федерального закона;
- отсутствует единый подход к определению правового режима земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе в части разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не определено соотношение понятий "особо ценные сельскохозяйственные земли", "сельскохозяйственные угодья" и "высокопродуктивные земли";
- Законопроектом не предусматривается введение положений, направленных на развитие правового регулирования вопросов выбора видов разрешенного использования земельных участков землепользователями и арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что не способствует преодолению проблем, существование которых подтверждается сложившейся правоприменительной и судебной практикой (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 56-КГ13-5, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года № 756/13);
- исключается необходимость проведения публичных слушаний при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, что не соответствует юридической природе публичных слушаний, призванных обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 931-О-О);
- Законопроектом не предусматриваются положения, направленные на защиту земель и земельных участков, расположенных в границах различных территорий с особым правовым режимом, в том числе имеющих природоохранное назначение, в частности, территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также на соотнесение такого режима с регламентами использования территории;
- в связи с переходом от деления земель на категории и отказом от категории земель населенных пунктов не учитывается необходимость более детального регулирования территориального зонирования, в частности, определения перечня территориальных зон, которые могут располагаться в границах или за пределами границ населенных пунктов.


------------------------------------------------------------------