Типы документов

Реклама

Партнеры


Распоряжение Администрации города Тюмени от 14.04.2015 N 243-рк "Об утверждении проекта социально-правового, психологического сопровождения и восстановления несовершеннолетних жертв и свидетелей насилия, в том числе сексуального, и членов их семей на территории города Тюмени на 2016 - 2017 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. № 243-рк

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕРТВ
И СВИДЕТЕЛЕЙ НАСИЛИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ СЕКСУАЛЬНОГО, И ЧЛЕНОВ
ИХ СЕМЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ НА 2016 - 2017 ГОДЫ

Руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени,
1. Утвердить Проект социально-правового, психологического сопровождения и восстановления несовершеннолетних жертв и свидетелей насилия, в том числе сексуального, и членов их семей на территории города Тюмени на 2016 - 2017 годы (далее - Проект) в соответствии с приложением 1.
2. Утвердить руководителем Проекта заместителя Главы Администрации города Тюмени Соловьеву В.К.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации города Тюмени Соловьеву В.К.

Глава Администрации города
А.В.МООР





Приложение
к распоряжению
от 14.04.2015 № 243-рк

ПРОЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕРТВ И СВИДЕТЕЛЕЙ
НАСИЛИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ СЕКСУАЛЬНОГО, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ

Проект социально-правового, психологического сопровождения и восстановления несовершеннолетних жертв и свидетелей насилия, в том числе сексуального, и членов их семей на территории города Тюмени (далее - Проект) направлен на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность по Проекту запланирована в течение 18 месяцев, с 1 апреля 2016 года по 30 сентября 2017 года.
Объем средств, необходимых для реализации мероприятий Проекта (всего, в текущих ценах года разработки Проекта), - 11 537 144 рублей, в том числе:
объем средств Фонда, запрашиваемых на реализацию мероприятий Проекта, - 2 000 000 рублей;
объем собственных средств заявителя, направляемых на реализацию мероприятий Проекта, - 5 827 544 рублей;
объем привлеченных средств сторонних организаций, направляемых на реализацию мероприятий Проекта, - 3 709 600 рублей.

Нормативно-правовое обеспечение Проекта

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), вступила в силу для России с 15 сентября 1990 года;
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
Закон Тюменской области от 07.05.1998 № 24 "О защите прав ребенка";
Закон Тюменской области от 06.10.2000 № 205 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области";
Комплексная региональная программа действий по улучшению положения детей и охране их прав в Тюменской области на 2012 - 2017 годы;
Программа по профилактике в Тюменской области жестокого обращения с детьми и оказанию им своевременной помощи "Забота, воспитание, доверие" на 2013 - 2015 годы.

Обоснование необходимости реализации Проекта

Важной составляющей в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, в которых они проживают, является предупреждение жестокого обращения и насилия в отношении детей, оказание своевременной помощи потерпевшим и свидетелям преступлений, а также членам их семей.
В рамках утвержденного Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области межведомственного Алгоритма действий, Соглашения между Уполномоченным по правам ребенка в Тюменской области, Следственным управлением Следственного комитета РФ по Тюменской области и Управлением министерства внутренних дел РФ по Тюменской области, на территории города Тюмени разработан межведомственный инновационный проект индивидуального сопровождения несовершеннолетних - жертв/свидетелей преступлений сексуального характера и их законных представителей в процессе проведения следственных и судебных мероприятий, а также в период реабилитации.
Целевая группа - "дети, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, или ставшие свидетелями такого преступления, а также члены их семей".

Общая характеристика целевой группы по г. Тюмени

Показатели целевой группы проекта
Ед. измерения показателя
2012 год
2013 год
2014 год
Общая численность детского населения (от 0 до 18 лет).
Чел.
104957
115487
129275
Общая численность несовершеннолетних "группы особого внимания", в том числе "группы социального риска" (признанных находящимися в трудной жизненной ситуации).
Чел.
1432
1514
1575
Доля несовершеннолетних, признанных находящимися в трудной жизненной ситуации, от общей численности.
%
1,4
1,3
1,2
Общая численность несовершеннолетних, пострадавших в результате преступных посягательств, в том числе:
Чел.
259
364
325
- жертв преступлений сексуального характера (ст. ст. 131 - 135 УК РФ)
Чел.
39
19
33
- жертв жестокого обращения (ст. ст. 116, 156 УК РФ).
Чел.
25
93
70
Доля несовершеннолетних жертв, признанных находящимися в трудной жизненной ситуации, от общей численности пострадавших.
%
24,7
30,7
31,6
Общая численность семей "группы особого внимания", в том числе "группы социального риска", признанных находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе:
Семей
1136
1136
1150
- количество семей, признанных находящимися в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления против ребенка, в том числе сексуального характера.
Семей
62
106
103
Доля семей, признанных находящимися в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления против ребенка, в том числе сексуального характера, от общей численности семей, признанных находящимися в трудной жизненной ситуации
%
5,5
9,3
9,0

Комплекс мероприятий по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних реализуется на территории города Тюмени в рамках Комплексной региональной программы действий по улучшению положения детей и охране их прав в Тюменской области на 2012 - 2017 годы. Кроме того, в рамках утвержденной Правительством Тюменской области программы по профилактике в Тюменской области жестокого обращения с детьми и оказанию им своевременной помощи "Забота, воспитание, доверие" на 2013 - 2015 годы за счет привлеченных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в городе Тюмени проведено обучение специалистов и открыты 3 кабинета для социально-психологической диагностики и коррекции детей - жертв и свидетелей насилия.

Половозрастная характеристика целевой группы по г. Тюмени

Показатели
2012 год
2013 год
2014 год
Общая численность несовершеннолетних, пострадавших от преступлений сексуального характера, из них:
39
19
33
- девочек, из них в возрасте:
29
13
26
- до 3 лет,
0
0
0
- от 4 до 13 лет,
19
7
9
- от 14 до 16 лет,
6
5
16
- от 17 до 18 лет;
4
1
1
- мальчиков, из них в возрасте:
10
6
7
- до 3 лет,
0
0
1
- от 4 до 13 лет,
5
6
4
- от 14 до 16 лет,
2
0
2
- от 17 до 18 лет.
3
0
0
Общая численность несовершеннолетних, пострадавших от жесткого обращения,
из них:
25
93
70
- девочек, из них в возрасте:
7
30
21
- до 3 лет,
0
2
1
- от 4 до 13 лет,
3
12
7
- от 14 до 16 лет,
2
11
7
- от 17 до 18 лет.
2
5
6
- мальчиков, из них в возрасте:
18
63
49
- до 3 лет,
0
1
3
- от 4 до 13 лет,
8
17
17
- от 14 до 16 лет,
8
22
16
- от 17 до 18 лет.
2
23
13

Проблемами, на решение которых направлен данный Проект, являются:
во-первых, высокий уровень дополнительного эмоционального травмирования несовершеннолетних жертв/свидетелей жестоких взаимоотношений (в т.ч. сексуального характера) в процессе осуществления следственных действий, вследствие формализованности процедурных операций, не учитывающих тип целевой группы и характер эмоциональной травмы;
во-вторых, слабая эффективность посткризисных психо-социальных восстановительных программ и мероприятий по отношению к несовершеннолетним жертвам/свидетелям жестоких взаимоотношений (в т.ч. сексуального характера), вследствие низкой социально-педагогической, правовой и психологической компетентности родителей данных категорий несовершеннолетних, а также их слабой вовлеченности в процесс психо-эмоционального восстановления несовершеннолетних;
в-третьих, неэффективность психо-эмоционального восстановления несовершеннолетнего жертвы/свидетеля жестоких взаимоотношений (в т.ч. сексуального характера), вследствие противоречивости профессионального функционала специалистов социальной сферы (педагогов, психологов), участвующих в уголовно-процессуальных мероприятиях (оперативность и парциальность в процессе сопровождения несовершеннолетнего в ходе следственных процедур и плановость и постепенность в процессе реализации коррекционных программ).
Инновационный характер Проекта состоит в апробации системы детско-родительской социально-психологической реабилитации жертв насилия, в том числе сексуального, в посткризисный и реабилитационный период, поскольку в настоящий момент основное содержание коррекционно-восстановительных мероприятий направлено на ребенка-жертву события. Успешность же общей реадаптации во многом зависит от актуализации внутренних ресурсов личности ребенка, которые у жертвы насилия зачастую оказываются минимальны и в силу возраста, и в силу нахождения в посткризисной ситуации. Активизация родителя/законного представителя через организацию совместных реабилитационных процедур и психо-социальных восстановительных программ и мероприятий позволит расширить как ресурсную базу для восстановления ребенка-жертвы, так и помочь преодолеть травматичный по своей сути опыт "неуспешного родительства" родителю ребенка-жертвы, превратив его в активного участника процесса восстановления социально-психологического функционирования ребенка и обеспечив формирование основ конструктивного детско-родительского взаимодействия на базе совместного успешного опыта преодоления кризисной жизненной ситуации, повысив эффективность реабилитации несовершеннолетнего в целом.

Цель Проекта:

- повышение психо-эмоциональной комфортности несовершеннолетних жертв/свидетелей жестоких взаимоотношений (в т.ч. сексуального характера) и их родителей в процессе осуществления следственных действий и реабилитационно-восстановительных мероприятий.
Задачи Проекта:
1) организация деятельности Службы социально-правового и психологического сопровождения несовершеннолетних и членов их семей в процессе осуществления следственных действий (производстве допросов и пр.) на территории города Тюмени;
2) организация деятельности Службы детско-родительской социально-психологической реабилитации жертв и свидетелей насилия (в том числе сексуального);
3) повышение компетенции родителей/законных представителей несовершеннолетних жертв/свидетелей в вопросах взаимодействия с ребенком-жертвой/свидетелем;
4) повышение компетенции специалистов (в т.ч. волонтеров), участвующих в реализации Проекта, в вопросах взаимодействия с ребенком-жертвой/свидетелем и членами его семьи;
5) создание механизма эффективного взаимодействия специалистов социальной сферы, органов следствия с ребенком и семьей в процессе осуществления следственных действий и реабилитационно-восстановительных мероприятий.

Индикаторы, характеризующие адресную направленность Проекта:

1) число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления в их отношении или ставших свидетелями преступления сексуального характера, включенные в процесс осуществления следственных действий, - 150 человек;
2) число семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления в отношении их детей (в т.ч. сексуального характера) или в связи с приобретением их ребенком статуса "свидетель", включенные в процесс осуществления следственных действий, - 150 семей;
3) число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления в их отношении или ставших свидетелями преступления сексуального характера, включенные в процесс детско-родительской социально-психологической реабилитации - 150 человек;
4) число родителей/законных представителей, включенных в процесс детско-родительской социально-психологической реабилитации - 150 человек;
5) общее число взрослых (родители, опекуны, попечители, и другие лица, непосредственно связанные с детьми целевой группы Проекта), принимающих участие в мероприятиях Проекта, - 300 человек;
6) число добровольцев, обученных навыкам работы с целевой группой и принимающих участие в практической работе с целевой группой Проекта, - 5 человек;
7) число специалистов, обеспечивающих реализацию мероприятий Проекта, - 14 человек;
8) число специалистов заинтересованных организаций, прошедших обучение по вопросам использования эффективных социальных практик, новых технологий и методик в работе с целевой группой Проекта, - 108 человек (в т.ч. следователи, социальные педагоги, психологи, медиаторы).

Основные направления деятельности по Проекту:

1) организация социально-правового и психологического сопровождения несовершеннолетних жертв/свидетелей преступлений, в том числе сексуального характера, членов их семей в процессе осуществления следственных действий (производстве допросов и пр.);
2) организация детско-родительской социально-психологической реабилитации жертв и свидетелей насилия (в том числе сексуального) после завершения следственных действий и вынесения судебного решения;
3) повышение компетенции родителей/законных представителей несовершеннолетних жертв/свидетелей, а также специалистов (в т.ч. волонтеров), участвующих в реализации Проекта, в вопросах взаимодействия с ребенком-жертвой/свидетелем;
4) привлечение внимания общественности, в т.ч. профессиональной, к проблемам поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с фактами жестокости во взаимоотношениях.
По первому направлению запланированы следующие мероприятия:
- сопровождение несовершеннолетних в следственных действиях и судебных разбирательствах по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних (в течение всего периода реализации Проекта);
- оказание экстренной правовой и психологической помощи пострадавшему ребенку и его семейному окружению (в течение всего периода реализации Проекта);
По второму направлению запланированы следующие мероприятия:
- пролонгированная коррекционно-консультационная работа по детско-родительской социально-психологической реабилитации жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального, включающая индивидуальные и совместные консультации, совместные формы работы (семейные конференции, медиации и т.д.) в период после завершения следственных действий и вынесения судебного решения (в течение всего периода реализации Проекта);
По третьему направлению деятельности запланированы следующие мероприятия:
- проведение обучающих семинаров по содержанию деятельности (далее - кейсов) психологов, следователей, медиаторов, социальных работников и иных лиц, участвующих в реализации Проекта, в области взаимодействия с ребенком и семьей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ежеквартально в течение периода реализации Проекта);
- обучение добровольцев технологиям взаимодействия с ребенком и семьей, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов восстановительной медиации (ежегодно в период реализации Проекта);
- организация деятельности групп взаимопомощи родителей по выработке поддерживающих способов взаимодействия с ребенком, подвергшимся насилию, в том числе сексуальному (в течение всего периода реализации Проекта);
- организация информационно-просветительского лектория по взаимодействию с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми, демонстрирующих виктимное и агрессивное поведение и пр. (в течение всего периода реализации Проекта);
По четвертому направлению деятельности запланированы следующие мероприятия:
- освещение мероприятий Проекта в средствах массовой информации (в течение всего периода реализации Проекта).
- обеспечение межведомственного взаимодействия служб Проекта с другими субъектами профилактики, а также с органами следствия (в течение всего периода реализации Проекта).
- издание и распространение информационно-методических буклетов, сборников по обобщению итогов реализации Проекта, информационно-правовых материалов для родителей.

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

В целом на территории города Тюмени будет создана замкнутая система сопровождения, помощи и реабилитации несовершеннолетнего жертвы/свидетеля преступлений (в том числе сексуального характера) и членов и семей с момента проверки сообщения о совершении преступления в отношении несовершеннолетнего, до его психо-эмоциональной и социальной реабилитации, в том числе:
по первому направлению
- 100% охват психологическим и правовым сопровождением несовершеннолетних жертв/свидетелей преступлений, в том числе сексуального характера, членов и семей в процессе осуществления следственных действий и судебных разбирательствах,
- не менее 300 правовых и психологических консультаций несовершеннолетним и членам их семей;
по второму направлению:
- 100% охват жертв преступлений сексуального характера пролонгированной коррекционной психо-эмоциональной реабилитацией несовершеннолетних,
- 100% охват жертв преступлений сексуального характера программами детско-родительской социально-психологической реабилитации (семейные конференции, медиации и т.д.) в период после завершения следственных действий и вынесения судебного решения.
- обеспечение специальными методическими и техническими средствами процесса психо-эмоциональной реабилитации несовершеннолетних в период после завершения следственных действий и вынесения судебного решения;
по третьему направлению:
- не менее 6 обучающих семинаров по содержанию кейсов,
- не менее 2 обучающих семинаров для добровольцев,
- не менее 16 встреч групп взаимопомощи родителей (при частоте - 1 раз в месяц),
- не менее 4 информационно-просветительских лекториев (по территориальному принципу, 1 лекторий для родителей 1 района города);
по четвертому направлению:
- не менее 18 информационных материалов, отражающих содержание проектных мероприятий в различных информационных ресурсах (СМИ, ТВ, Интернет порталы и пр.),
- будут разработаны, изданы и распространены буклеты и иные информационно-методические материалы по теме проекта ("Насилие: формы проявления и методы выявления", "Помощь ребенку-жертве насилия", "Помощь семье, участвующей в следственных действиях", "Помощь подростку, участвующему в следственных действиях", "Ваш ребенок опрашивается следователем: советы родителю");
- будет разработан и апробирован алгоритм межведомственного взаимодействия служб проекта с другими субъектами профилактики.
Эффективность влияния Проекта на улучшение положения целевой группы обусловлена тем, что последовательное внедрение идей восстановительного подхода в ходе осуществления проектных мероприятий позволяет, во-первых, создать условия, снижающие общее психо-эмоциональное травмирование семьи несовершеннолетнего жертвы/свидетеля в процессе участия в формализованных процедурах доследственных, следственных и судебных процедурах, во-вторых, повысить ресурсность членов семьи несовершеннолетнего жертвы/свидетеля по помощи в его психо-эмоциональной и социальной реабилитации, и в третьих, повысить управляемость и контроль за осуществлением реабилитационных услуг представителям целевой группы на территории города. Меры, которые будут приняты для продолжения деятельности, начатой в рамках Проекта, включают в себя дополнение должностного функционала работников социальных служб в части исполнения действий и процедур, отработанных в рамках проекта, институциализацию предлагаемых в проекте Служб в качестве подразделений существующих учреждений социальной сферы, включение проектных процедур в перечень муниципальных заданий.

Ресурсное обеспечение деятельности по Проекту:

Для реализации Проекта имеются бюджетные финансовые средства в размере 5827544 руб., привлеченные средства в размере 3709600 рублей.
Для проведения следственных мероприятий (опросов и допросов несовершеннолетних) имеются три оборудованных кабинета социально-психологической диагностики и коррекции несовершеннолетних и членов их семей, оснащенные специализированным оборудованием; кабинет психологической разгрузки и восстановительной медиации.
Информационное обеспечение Проекта осуществляется через официальный портал Администрации города Тюмени www.tyumen-city.ru, сайты участников Проекта.
На территории города Тюмени создана эффективная модель взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, координацию деятельности которых осуществляют 4 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административных округов и городская комиссия. Налажено взаимодействие со следственными отделами Следственного управления СК РФ по Тюменской области, управлением МВД России по г. Тюмени.
Научно-методическое руководство Проектом будет осуществлять Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет".
Деятельность по Проекту будет вестись на основе социальных технологий, разработанных АУ СОН ТО "Областной центр "Семья", а также ведущими медиаторами ОО "Центр судебно-правовой реформы" (г. Москва).
В системе профилактики безнадзорности несовершеннолетних и оказания помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации на территории города Тюмени действует центр социальной помощи семье и детям "Мария" с отделением стационарной социальной реабилитации на 25 мест. Специалистами центра на базе 25 общеобразовательных школ города реализуется технология "Обучение несовершеннолетних способам защиты от насилия через создание школы "Убереги себя от насилия".
На территории города работает межведомственная социальная служба экстренного реагирования "Ребенок и семья".
Кроме того, в системе профилактики безнадзорности несовершеннолетних действует Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы "Дзержинец". Центр имеет штатную психологическую службу, службу примирения, отдел общей профилактики. Деятельность центра осуществляется в социально-педагогическом направлении. Работу ведут высоко квалифицированные педагоги и психологи (доктор педагогических наук, кандидаты педагогических наук, магистры психологии, прошедшие курсы повышения квалификации по работе с жертвами насилия, в том числе сексуального), ведущие программы примирения (сертификаты ведущих университета deMonfort (Великобритания), сертификаты ведущих медиаторов ОО "Центр судебно-правовой реформы" (г. Москва).

Управление Проектом:

Для осуществления эффективного управления реализацией Проекта создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области, руководители территориальных, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Тюмени (департаменты образования, здравоохранения, по спорту и молодежной политике, правовой, финансов и налоговой политики), департамент социального развития Тюменской области, руководители учреждений - исполнителей мероприятий проекта.
Руководитель межведомственной рабочей группы - заместитель Главы Администрации города Тюмени (по социальной сфере).
Для взаимодействия с целевой группой Проекта разработан алгоритм сопровождения несовершеннолетнего-жертвы/свидетеля и членов его семьи с момента поступления информации о факте произошедшего в подразделение по делам несовершеннолетних управления МВД по г. Тюмени через комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав исполнителю проекта. С целью мониторинга результатов создается опросный материал, мониторинг будет осуществляться через 3, 6, 9, 12, 18 месяцев после прохождения курса реинтеграции.
Структурное подразделение Администрации города Тюмени, выполняющее функции учредителя, осуществляет финансовый контроль за использованием средств и ресурсов, предоставленных по договору с Фондом, согласно условиям, целям, определенным при его заключении, за соблюдением порядка предоставления денежных средств (контроль за использованием денежных средств) в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, осуществляющими порядок осуществления финансового контроля в городе Тюмени, настоящим проектом, договором о предоставлении денежных средств, в том числе путем проведения проверок.
Структурное подразделение Администрации города Тюмени, выполняющее функции учредителя, осуществляет контроль за своевременным предоставлением отчетности в соответствии с настоящим Проектом.
Финансовый контроль осуществляют также органы государственного, муниципального финансового контроля в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени о государственном муниципальном финансовом контроле.
Распространение положительного опыта реализации Проекта будет осуществляться через публикацию научных статей в периодических изданиях психологической и педагогической тематики. Информирование населения будет осуществляться путем участия в радио и телепередачах городских СМИ. Обусловленная спецификой целевой группы деятельность по Проекту запланирована к освещению в средствах массовой информации через подготовку и публикация газетных и журнальных статей о Службах помощи ребенку и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, отдельных мероприятий реабилитационного этапа. При этом запланировано освещение деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Исполнители мероприятий проекта:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Дзержинец" (МАОУДОД "ЦВР" Дзержинец"): г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 56, корп. 2.
Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области "Центр социальной помощи семье и детям "Мария" (АУ СОН ТО "ЦСПСиД "Мария"): г. Тюмень, ул. Амурская, д. 150.

Механизм реализации Проекта:

На уровне взаимодействия с ребенком и семьей
На первом этапе (с момента совершения преступления до вступления приговора суда в законную силу) - оказание социально-правовой и психологической помощи ребенку-жертве/свидетелю насилия, в том числе сексуального, и членам его семьи регламентируется совместным приказом Следственного управления СК РФ по Тюменской области, управления МВД России по Тюменской области и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области "О повышении эффективности межведомственного взаимодействия при проведении проверок сообщений, следственных мероприятий и иных действий в отношении несовершеннолетних жертв/свидетелей преступлений" от 16.06.2014.
Исполнителем мероприятий проекта на первом этапе является АУ СОН ТО "ЦСПСиД "Мария".
С учетом общих требований выше указанного приказа, а также на основе методических рекомендаций по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированных помещениях на этапе следствия, изданных в 2014 году Главным управлением СК РФ по г. Санкт-Петербург, на территории города Тюмени оказание срочной помощи ребенку и семье, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в результате совершения насилия, осуществляется через социальную службу экстренного реагирования "Ребенок и семья" (далее - ССЭР), созданную при АУ СОН ТО "Центр социальной помощи семье и детям "Мария".
При поступлении сообщения в ССЭР от следственных органов (прием сообщений осуществляется в круглосуточном режиме по телефону: 8-800-200-72-01) дежурный специалист незамедлительно информирует лицо, направившее сообщение, о психологе-педагоге Службы социально-правового и психологического сопровождения несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального, в следственных и судебных делах (далее - Службе сопровождения), находящемся на дежурстве, готовым оказать помощь ребенку и членам его семьи в ходе допроса.
При поступлении сообщения сотрудник Службы сопровождения незамедлительно направляется в помещение, дружественное ребенку (в соответствии с утвержденным перечнем помещений, дружественных детям, на территории города Тюмени).
Сотрудник Службы сопровождения до встречи с пострадавшим несовершеннолетним информируется следователем о случившемся и индивидуальных особенностях ребенка. В специализированном помещении сотрудник Службы сопровождения проводит работу по установке контакта с пострадавшим ребенком, определению его актуального эмоционального состояния, снижению напряжения и разъясняет процедуру проведения следственных действий в доступной для него форме.
По результатам первичной работы дает рекомендации следователю по взаимодействию с несовершеннолетним. При необходимости прорабатываются и корректируются вопросы, которые необходимо задать в ходе допроса. Сотрудник Службы сопровождения, участвуя в следственных действиях, следит за тем, чтобы задаваемые вопросы были адекватны развитию ребенка, за его психо-эмоциональным состоянием и, в случае необходимости, имеет право прервать опрос. После проведения следственных действий сотрудник помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка и мотивирует законных представителей на проведение необходимых реабилитационных мероприятий, психологической коррекции.
В течение первых суток с момента поступления обращения о случае сотрудник готовит отчет в установленной форме и направляет его в ССЭР. В дальнейшем разрабатывает психологический кейс с учетом индивидуальных особенностей случая на весь период работы с пострадавшим ребенком и его законными представителями.
Работа с клиентом Службы сопровождения включает в себя проведение диагностических мероприятий, коррекцию и отслеживание динамики. В ходе работы психолог сопровождает несовершеннолетнего на все следственные мероприятия, судебные заседания. По итогам первого этапа сотрудник Службы сопровождения направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Тюмени заключение о результатах отработки случая, в том числе рекомендации специалистам по восстановлению ребенка - жертвы/свидетеля насилия, в том числе сексуального и членов его семьи. "Передача" случая на второй этап (восстановительный) осуществляется на рабочей группе специалистов учреждений - исполнителей проекта и работника комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Тюмени, ведущего данное направление деятельности комиссии. Основная задача рабочей группы - определить стратегию восстановительного периода.
На втором этапе (с момента приговора до полного восстановления ребенка - жертвы/свидетеля и членов его семьи) - взаимодействие медиатора, психолога Службы детско-родительской социально-психологической реабилитации и восстановления несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального (далее - Служба восстановления), с ребенком, членами его семьи и иными Службами и учреждениями регламентируется соответствующим Положением.
Медиатор, психолог Службы восстановления осуществляют комплекс мероприятий, предусмотренный как Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 № 193-ФЗ, так и иными технологиями медиации, применяющимися в мировом опыте психологами в ходе взаимодействия с жертвами, по восстановлению личностного и социального статуса ребенка - жертвы/свидетеля насилия, в том числе сексуального, а также включению членов его семьи в процесс восстановления (проведение медиативных процедур, семейных конференций, групп взаимопомощи и др.).
Исполнителем мероприятий второго этапа Проекта является МАОУ ДОД "ЦВР "Дзержинец".
Продолжительность восстановительного этапа - не менее 1 года. Проект предполагает ежеквартальное отслеживание промежуточных результатов этапа восстановления, корректировки плана восстановления, тактики взаимодействия с ребенком и членами его семьи, подключения специалистов как самого центра "Дзержинец", так и специалистов других служб помощи ребенку и семье.
Завершением случая является установление факта выхода ребенка и семьи из трудной жизненной ситуации, связанной с насилием, в том числе сексуальным, на основании
На уровне межведомственного взаимодействия
Взаимодействие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Тюмени, центров "Мария" и "Дзержинец" по Проекту регламентируется соглашением о сотрудничестве, а также в рамках деятельности созданной при комиссии межведомственной рабочей группы, в том числе по реализации Проекта. Созданный в ходе реализации Проекта Кабинет восстановительной медиации позволит не только оказывать специализированную помощь ребенку и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, но и информационно-методические семинары, практикумы по реализации и развитию механизмов, предусмотренных проектом.

План основных мероприятий Проекта

№ п/п
Наименование мероприятия
Период реализации
Ожидаемые результаты мероприятия
Исполнители мероприятия
2016 год
2017 год
Апрель - сентябрь
Октябрь - декабрь
Январь - июнь
Июль - сентябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Организация деятельности социальной службы экстренного реагирования "Ребенок и семья" в городе Тюмени
Апрель - сентябрь
Октябрь - декабрь
Январь - июнь
Июль - сентябрь
Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы проекта и получивших социальную поддержку и помощь, - 150 чел.
АУ СОН ТО "ЦСПСиД "Мария"
2.
Организация деятельности Службы социально-правового и психологического сопровождения несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального, в следственных и судебных делах
Апрель - сентябрь
Октябрь - декабрь
Январь - июнь
Июль - сентябрь
Число несовершеннолетних-жертв/свидетелей насилия, включенных в состав целевой группы проекта и получивших социальную поддержку и помощь, - 150 чел.
АУ СОН ТО "ЦСПСиД "Мария"
3.
Организация деятельности Службы детско-родительской социально-психологической реабилитации и восстановления несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального
Апрель - сентябрь
Октябрь - декабрь
Январь - июнь
Июль - сентябрь
Число семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта и получивших социальную поддержку и помощь, - 150.
АУ СОН ТО "ЦСПСиД "Мария"
4.
Обеспечение учета несовершеннолетних (пострадавших и свидетелей), членов их семей, иных законных представителей, участвующих в реализации Проекта
Апрель - сентябрь
Октябрь - декабрь
Январь - июнь
Июль - сентябрь
Общее число детей и взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с детьми целевой группы проекта), принимающих участие в мероприятиях Проекта, - 300 чел.
АУ СОН ТО "ЦСПСиД "Мария", МАОУДОД "ЦВР "Дзержинец"
5.
Организация обучения специалистов, волонтеров, непосредственно принимающих участие в работе с детьми и семьями технологиям сопровождения, реабилитации и восстановления
Апрель - сентябрь



Общее количество специалистов, прошедших обучение, - 108.
МАОУДОД "ЦВР "Дзержинец"
6.
Издание и распространение информационно-методических материалов для родителей, детей и специалистов (буклет, пособие)



Июль - сентябрь
Количество изданных методич. материалов - 2.
Общий тираж - 400 экз.
МАОУДОД "ЦВР "Дзержинец"
7.
Освещение мероприятий Проекта в СМИ
Апрель - сентябрь
Октябрь - декабрь
Январь - июнь
Июль - сентябрь
Количество информационных материалов, размещенных в СМИ, - 18.
Администрация города Тюмени, исполнители мероприятий Проекта
8.
Мониторинг реализации Проекта
Апрель - сентябрь
Октябрь - декабрь
Январь - июнь
Июль - сентябрь
Количество опросных листов - 300.
Администрация города Тюмени, исполнители мероприятий Проекта

Показатели оценки ожидаемой эффективности реализации Проекта

№ п/п
Наименование индикатора (показателя)
Единица измерения
Значение индикатора (показателя)
2016 год
2017 год
Охват мероприятиями целевой группы Проекта
1.
Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы проекта и получивших социальную поддержку и помощь
человек
75
75
2.
Число семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта и получивших социальную поддержку и помощь
семей
75
75
3.
Общее число детей и взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с детьми целевой группы проекта), принимающих участие в мероприятиях Проекта
человек
150
150
4.
Общее число жителей муниципального образования, принявших участие в подготовке и реализации мероприятий Проекта
человек
1225
1225
Включение организаций в реализацию мероприятий Проекта
5.
Количество муниципальных учреждений и организаций, принимавших участие в реализации Проекта
единиц
1
1
6.
Количество государственных учреждений и организаций, принимающих участие в реализации Проекта
единиц
3
3
7.
Количество российских некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных фондов, принимающих участие в реализации Проекта
единиц
1
1
Развитие кадровых и общественных ресурсов для работы по профилактике детского и семейного неблагополучия
8.
Число добровольцев, обученных навыкам работы с целевой группой и принимавших участие в практической работе с целевой группой Проекта
человек
5
5
9.
Число специалистов, обеспечивающих реализацию мероприятий Проекта
человек
108
108
10.
Число специалистов заинтересованных организаций, прошедших обучение вопросам использования эффективных социальных практик, новых технологий и методик в работе с целевой группой Проекта
человек
108
108
Распространение эффективных социальных практик, новых технологий и методик
11.
Количество мероприятий по распространению новых технологий и методик в работе с целевой группой Проекта (тренинги, обучающие семинары, стажировки, научно-практические конференции)
единиц
4 методических семинара
4 методических семинара
12.
Количество изданных методических материалов (методические издания: пособия, рекомендации, брошюры, буклеты), в которых содержится описание эффективных практик работы, технологий и методик, использованных в ходе реализации Проекта
единиц
-
1 буклет
1 пособие
13.
Общий тираж методических материалов (методические пособия, рекомендации, брошюры, буклеты), изданных в рамках Проекта
экземпляров
-
400
14.
Число публикаций в средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта
единиц
9
9

Бюджет Проекта

N№ п/п
Наименование статьи расходов Бюджета Проекта
Всего
в том числе
Итого
средства заявителя, включая привлеченные
средства Фонда
2016 год
2017 год
1
2
3
4
5
6
7
1.
Административные расходы, связанные с реализацией мероприятий Проекта

1.1.
Оплата труда руководителя Проекта и бухгалтера Проекта, включая страховые взносы во внебюджетные фонды
1500000
1500000
0
0
0
1.2.
Канцелярские товары
50000
50000
0
0
0
1.3.
Командировочные расходы руководителя Проекта
40000
40000
0
0
0

Итого расходов по пункту 1:
1590000
1590000
0
0
0
2.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий Проекта

2.1.
Оплата услуг привлеченных специалистов
1657626
1650000
0
7626
7626
2.2.
Аренда помещений, оборудования и транспортных средств для проведения мероприятий Проекта, размещение информации в СМИ
0
0
0
0
0
2.3.
Расходы на деловые поездки, непосредственно связанные с проведением мероприятий Проекта
1887000
1887000
0
0
0
2.4.
Подготовка и издание материалов по обобщению инновационных технологий, моделей и методик, разработанных (применяемых) в Проекте
100000
0
0
100000
100000
2.5.
Расходы на проведение мероприятий по обучению специалистов, участвующих в реализации Проекта
55000
0
55000
0
55000
2.6.
Расходы на проведение мероприятий по оздоровлению, социальной реабилитации и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
5543544
4037544
753000
753000
1506000
2.7.
Приобретение расходных материалов
275374
144000
90000
41374
131374
2.8.
Приобретение основных средств
228600
28600
102000
98000
200000
2.9.
Охрана помещений при проведении мероприятий Проекта
200000
200000
0
0
0
2.10.
Прочие расходы
0
0
0
0
0

Итого расходов по пункту 2:
9947144
7947144
1000000
1000000
2000000

Всего расходов по пунктам 1 и 2:
11537144
9537144
1000000
1000000
2000000

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
(ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГРАНТА)

Проект социально-правового, психологического сопровождения и восстановления несовершеннолетних жертв и свидетелей насилия, в том числе сексуального, и членов их семей на территории города Тюмени.





N№ п/п
Наименование мероприятия Проекта/вид расходов
Расчет стоимости
Сумма (в руб.)
Номер статьи расходов Бюджета Проекта
1
2
3
4
5

2.
Мероприятия по созданию и развитию деятельности новой Службы социально-правового и психологического сопровождения несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального в период следствия

Оказание услуг по социально-правовому и психологическому сопровождению несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального, и членов их семей (по договору с юридическим лицом - АУ СОН ТО "ЦСПСиД "Мария")
46 часов * 140 руб. * 150 чел.
966000
2.6

ИТОГО по мероприятию:
Х
966000
Х
3.
Мероприятия по созданию и развитию деятельности новой Службы детско-родительской социально-психологической реабилитации и восстановления несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального

Приобретение диагностических методик:




экспресс диагностика суицидального риска "Сигнал"
8000 руб. * 1 комплект
8000
2.7

методики диагностики интеллекта ТАТ, Векслер, Роршах
3 комплекта
9150
2.7

активациометр
102000 руб. * 1 шт.
102000
2.8

Приобретение инвентаря для оснащения Кабинета восстановительной медиации:




метафорические карты "Окно и двери", "Пути-дороги", "Имаджинариум - детство", "Mythos"
4 комплекта
6700
2.7

наборы для песочной терапии
2 комплекта
16500
2.7

куклы
800 руб. * 10 шт.
8000
2.7

фигура человека
5000 руб. * 1 шт.
5000
2.7

мечи кожаные
1000 руб. * 6 шт.
6000
2.7

уголок спортивный мягкий
25000 руб. * 1 комплект
25000
2.7

наборы для арт-терапии
9256 руб. * 4 набора
37024
2.7

дидактические игры
2000 руб. * 2 комп.
4000
2.7

Приобретение мебели для оборудования Кабинета восстановительной медиации




диван
10000 руб. * 2 шт.
20000
2.8

шкаф для хранения дидактических материалов
15000 руб. * 1 шт.
15000
2.8

Приобретение компьютерной и мультимедийной техники и инвентаря для оборудования Кабинета восстановительной медиации




ноутбук
30000 руб. * 1 шт.
30000
2.8

проектор стационарный
33000 руб. * 1 шт.
33000
2.8

экран
6000 руб. * 1 шт.
6000
2.7

Оказание услуг по детско-родительской социально-психологической реабилитации и восстановлению несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального, и членов их семей (по договору с юридическим лицом - МАОУДОД "ЦВР "Дзержинец")
30 часов * 120 руб. * 150 чел.
540000
2.6

ИТОГО по мероприятию:
Х
871374
Х
5.
Мероприятия по обучению специалистов новых Служб, волонтеров технологиям сопровождения, реабилитации и восстановления несовершеннолетних жертв/свидетелей насилия, в том числе сексуального

Оплата обучения специалистов, волонтеров, непосредственно участвующих в реализации мероприятий проекта технологиям реабилитации и восстановления, в том числе с использованием приобретенного оборудования и инвентаря (по договору с юридическим лицом)
5 чел. * 5000 руб., 1 чел. * 30000 руб.
55000
2.5

ИТОГО по мероприятию:
Х
55000
Х
6.
Мероприятия по изданию и распространению информационно-методических материалов

Оплата услуг привлеченного специалиста по подготовке информационно-правового буклета для родителей
6000 руб. * 1 чел.
6000
2.1

страховые взносы во внебюджетные фонды (27,1%)
1626
2.1

Оплата типографских услуг по изготовлению информационно-правового буклета для родителей (по договору с юридическим лицом)
360 руб. * 200 шт.
72000
2.4

Оплата типографских услуг по изготовлению информационно-методического пособия для специалистов
280 руб. * 200 шт.
28000
2.4

ИТОГО по мероприятию:
Х
107626
Х

ВСЕГО:
Х
2000000
Х


------------------------------------------------------------------